Патопсихологическое обследование

Возникает закономерный вопрос: «Чем патопсихологическое (греч. «pathos» - «страдание, болезнь») исследование отличается от психологического исследования?» Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, для «психо»- и «патопсихо»- исследований используются практически одни и те же методы и техники. С другой стороны, если в ходе проведения исследования психолог выявляет те или иные особенности исследуемого, он может изменить тактику. Например, ввести другие, не предполагаемые ранее, методики или же изменить условия проведения исследования.

Другой вопрос: «Для чего нужно проводить патопсихологическое (психологическое) исследование?». Как при любом соматическом нарушении, при психологических проблемах тоже проводится диагностика с целью выявить истинную причину той или иной проблемы, потому как:

  • бывают случаи, когда причина «лежит на поверхности»
  • есть случаи, когда «кажется - одно, а видится – другое»
  • встречаются случаи, когда «вообще ничего не понятно»

К примеру, довольно часто встречаются жалобы взрослых (родителей, учителей) на учебные проблемы детей. В перечне жалоб могут фигурировать и негативизм, и неусидчивость, и агрессивное поведение ребенка… При этом в результате патопсихологического исследования могут выявляться такие нарушения психической деятельности, как:

  • недостаточный объем памяти (ребенок не может запоминать одномоментно много информации, поэтому упускает порой важные учебные сведения, и ему требуются дополнительные усилия в усвоении школьной программы)
  • истощаемость (утомляемость) психических функций (10-15 минут школьник работает продуктивно, затем самоконтроль его поведения снижается («плохо себя ведет на уроке!»), но через 5-7 минут ребенок возобновляет работу, однако, уже упустив какие-то учебные моменты)
  • боязнь агрессии (к неуспешному в школе ребенку могут применяться «радикальные» меры воздействия в виде постоянных оскорблений, угроз, а то и физического наказания, что неминуемо порождает защитную агрессию)

Патопсихологическое исследование широко применяется и для диагностики «взрослых» проблем. Так, например, причинами нарушения интеллектуальной деятельности у взрослых (плохая память, рассеянность и др.) могут являться и последствия стрессового воздействия, и соматические (непсихические) заболевания, и хроническая усталость...

То есть жалобы могут быть похожими, а причины проблем – разными. В решении таких разнообразных психологических «кроссвордов» и помогает патопсихологическое исследование.

(с) Невзорова Марина Викторовна

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Полезные статьи и видео
Записаться на консультацию
Оставить заявку