«Необщительные» дети
Общение – с одной стороны, такой естественный, а с другой стороны, такой сложный и противоречивый процесс. В чем я точно уверена - так это в том, что общение должно приносить удовольствие, причем как взрослым, так и детям.
Знаю по опыту многих мам, да и по своему тоже: когда мы выходим с ребенком на прогулку, хочется, чтобы он играл и общался с другими детьми, а мы, взрослые, занимались своими делами. К сожалению, не всегда все происходит так, как мы хотим. Порой случается, что ребенок, достигший уже 3-х лет, категорически не проявляет интереса к сверстникам или сначала начинает контактировать с ними, но потом быстро возвращается к маме или начинает играть один. Давайте разбираться, в чем может быть причина такого поведения малыша, и как стоит взрослому (маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.) вести себя в этой ситуации, дабы не навредить ребенку.
Считается, что кризис трех лет связан с сепарацией и появлением у ребенка его собственного Я. Если раньше ребенок все делал с кем-то из взрослых, то теперь на смену совместности приходит непоколебимое Я сам! Я сам могу выбрать себе одежду, я сам могу надеть ее, я сам могу залезть на ту самую большую горку и т.д. И именно с 3-х лет у ребенка меняется ведущая деятельность. На смену предметной приходит игровая, т.е., если раньше ребенка интересовали вещи: какие они на ощупь, вкус, как звучат, разбираются, падают, катятся, и что вообще с ними можно делать, то теперь на первое место выходят люди: ровесники и взаимоотношения с ними.
Только совсем не факт, что ребенок перейдет на эту стадию сепарации ровно в 3 года, это может случиться как в 2.5, так и в 4. И перейдет он на нее тогда, когда предыдущие стадии будут полностью им освоены. Очень важно, чтобы ребенок полностью напитался близким эмоциональным общением с материнской фигурой: мама меня видит, слышит, прикасается ко мне. Если же отношения в семье были напряженными, случались длительные болезненные для ребенка расставания с мамой, то, скорее всего, процесс сепарации и выход в мир самостоятельных коммуникаций у малыша пройдет сложнее, или же эмоциональной сепарации может так и не произойти.
Основные задачи родителей
- поддерживать ребенка в его интересах (если другие дети не входят в эту область, то не настаивать на общении с ними, не заставлять ребенка идти на контакт. Возможно, пока ему важно для своего развития заниматься чем-то другим);
- любить и принимать его в его индивидуальном темпе развития;
- показывать на своем примере, что общение - это приятно и интересно. Например, самим встречаться с друзьями, знакомиться на детских площадках и т.п. Главное, чтобы вам действительно это доставляло радость и удовольствие;
- рассказывать про своих первых друзей: как вы познакомились, сколько вам было лет, в какие игры играли, какие возникали при этом трудности, и как вы их решали. Если вы уже не можете вспомнить себя в его возрасте, то можно спросить у родителей, как вы начинали выстраивать свои первые взаимоотношения, и если вам это давалось с трудом, то, скорее всего, похожая история будет и у вашего ребенка;
Помните, что все стратегии поведения наших детей - это те формы взаимодействия с собой и миром, каким мы их научили. А научить мы можем только тому, что умеем сами. И если вы хотите изменить что-то в своих детях в лучшую сторону, то важно начать с себя.(с)
С уважением, Анастасия Игоревна Орлова