Как пережить детскую истерику
Очень часто можно встретить ребенка, бьющегося в истерике, т.е. находящегося в состоянии аффекта, и маму, которая просто не знает, что с ним сделать, как его успокоить. И самое удивительное, что мама в этот момент тоже может находиться в своих переживаниях, глубоких волнующих чувствах, испытывать свои аффективные состояния, которыми порой бывает сложно управлять. А единственным способом научить маленького человека справляться со своими эмоциональными переживаниями является контейнирование. Другими словами, когда взрослый буквально учит малыша контейнировать свои чувства через: принятие его чувств, обозначение его чувств, признавая важность и ценность этих чувств и поддерживая ребенка в проживании его чувств и переживаний. Для ребенка это звучит посланием «Я выносим в своих чувствах», «Мои чувства выносимы», «Меня любят и принимают».
Но это становится попросту невозможно, если у взрослого отсутствует этот навык, если здоровые стратегии не были сформированы и на плач, крик ребенка вы тоже хотите либо кричать, либо игнорироватьть, либо готовы физически просто исчезнуть в этот момент, лишь бы не встречаться с этой ситуацией. Тогда ребенок остается без необходимой ему поддержки, формирование здоровой устойчивой взрослой части, к сожалению, тоже не происходит. И в критических ситуациях будет снова и снова подниматься реакция младенца с криками и хаотическими движениями тела. Чтобы помочь ребенку психологически вырасти и самостоятельно контейнировать свои аффекты, родителю необходимо показывать это на личном примере.
Как помочь себе пережить детскую истерику
- Определить и принять, что в данный момент происходит непосредственно с Вами, какие чувства сейчас у Вас, какие ощущения в теле, чувствуете ли Вы все свое тело или только какие то отдельные его части, какие образы приходят (могут появиться какие то воспоминания из Вашего детства, метафорические образы и т.д .).
- Назвав эти чувства, обратите внимание на свое дыхание, постарайтесь дышать глубже, почувствуйте свой центр тела, продолжайте дышать, почувствуйте свой вес, как вы устойчиво стоите на земле вертикально удерживая свое тело, продолжайте дышать.
- Скажите ребенку, что вы видите его и слышите, и понимаете, что он сейчас (устал, злится, боится…и т.д), попробуйте подышать вместе с ним, необходимо это делать, только находясь в устойчивом спокойном состоянии. Управлять своими эмоциями мы можем с помощью нашего дыхания. При необходимости замедлиться и успокоиться, всегда нужно первым делом удлиннить и углубить свое дыхание.
- Продолжая дышать и называть, что сейчас испытывает ребенок, объясните свои дальнейшие действия (например, ты сейчас устал, но мы можем дойти до лавочки и отдохнуть, т.е как вы можете позаботиться об удовлетворении детской потребности, возможно, нужно будет выбрать вариант , который устроит и вас, и ребенка. Или да, я вижу, ты сейчас злишься, да, не всегда все бывает, как ты хочешь, но сейчас тебе пора ложиться спать).
Таким образом, Вы предлагаете ребенку здоровую схему поведения, где он внимательно относится к своим чувствам и состояниям, при этом сохраняя определенные границы. Например, да, ты можешь злиться, но ночью мы не пойдем гулять. Гулять сможем пойти только утром или днем. А сейчас перед сном мы можем почитать твою любимую книжку. Ребенок остается в контакте со здоровым чувством злости, он принят Вами в своей злости, но есть определенные правила, и в этих ограничениях можно искать новые способы приятно провести время.
Если же у Вас не находится сил для спокойных реакций, Вы легко вспыхиваете по малейшему поводу, многие детские проявления Вам приходится усиленно терпеть, чтобы сохранять образ «хорошей матери» (или хорошего отца), то лучше обратиться к специалисту – психологу. В доверительной атмосфере Вы сможете дорастить свою взрослую часть, научиться контейнировать свои чувства, дополучить необходимое количество поддержки и принятия и научиться лучше чувствовать и понимать себя, свои потребности, а значит, и своего ребенка. (с)
С уважением, Орлова Анастасия Игоревна