Гештальт-терапия

Гештальт-терапия - один из самых высокоэффективных методов современной психотерапии. Его используют психологи и психотерапевты во всех странах мира. Само слово «гештальт» (Gestalt) переводится как «форма», «структура». Метод гештальт-терапии был открыт американскими учеными в 50-х годах 20 века.

Гештальт-терапию применяют при:

В чем смысл гештальт-терапии?

На протяжении всей жизни человек испытывает разные потребности - физиологические, социальные, духовные. Если человек в моменте «здесь и сейчас» осознает эту потребность, то он может ее удовлетворить. Осознавать свои потребности и удовлетворять их – в этом весь смысл саморегуляции. Когда происходит нарушение этой самой саморегуляции, принципа – «признал потребность - удовлетворил ее» – появляются сбои и в эмоциональном состоянии. Например, «я не сделал, что на самом деле хотел – я чувствую злость, неудовлетворенность». Человек становится здоровой личностью, когда может быть самим собой, может прислушиваться к своему телу и доверяться ему, прислушиваться к своим желаниям и потребностям, не препятствовать их реализации, быть в гармонии и согласии с собой и окружающим миром. В результате такого поведения человек испытывает радость, получает удовольствие от жизни и находится в состоянии психологического комфорта.

Если же человек чувствует, что что-то не то, а понять, что именно - не может, если он испытывает психологический дискомфорт, как будто некий навязчивый голосок изнутри шепчет ему «у нас проблема», а явной проблемы нет, если не удовлетворен, апатичен и не испытывает чувства радости – значит, он заблокировал удовлетворение своих истинных потребностей и желаний. Он просто не делает то, что хочет. А еще очень блокирует какие-то свои настоящие чувства и эмоции, которые, почему-то, не хочет испытывать или признаваться себе в том, что он их испытывает.

Гештальт-терапевт помогает человеку понять, чего он на самом деле хочет и как он не получает этого; понять, как он сам блокирует удовлетворение своих потребностeй, что он для этого делает или чего, наоборот, не делает. На терапии специалист и клиент совместно исследуют и находят механизмы этой блокировки. И, соответственно, пути разблокирования.

Человек должен уметь принимать свои решения и делать свой выбор. Гештальт-терапия уделяет этому важному процессу большое внимание. Каждый  должен понимать свою долю ответственности за свою собственную жизнь. И принимать эту ответственность. В гештальт-терапии важен момент «здесь и сейчас», поскольку именно этот момент является самым важным в процессе саморегуляции. Человек должен четко осознавать, что именно сейчас с ним происходит, что сейчас он чувствует, чего хочет, а чего – нет. В процессе гештальт-терапии клиент получает максимально полную информацию о себе в данный момент и учится переживать свои настоящие чувства и эмоции. Каждый день.

С чем работает гештальт-терапия?

Есть определенные механизмы, которые не дают нам понять, чего мы на самом деле хотим, и удовлетворить свои желания. Это так называемые психологические защиты, которые с корнем врастаются в наше подсознание и никак не хотят выходить наружу и быть из этого подсознания вырванными. К таким защитникам нашего «Я» относятся, например, проекция, интроекция, слияние, ретрофлексия. Именно они управляют нашим поведением, сидя за рулем невидимого штурвала нашего подсознания. Они знают о нас все, мы о них – ничего.

Итак, знакомимся:

Проекция. То, чему всегда есть место в нашем сознании, хоть мы этого и очень не хотим. Если нам что-то не нравится, мы это вытесняем из нашего сознания и следом из жизни и не хотим об этом вспоминать. И даже признавать, что это есть. Потому что, тогда придётся признать, что это - наше. И значит, оно нас как-то характеризует. Например, когда человек украл что-то, ему нужно признать, что он – вор. А кто же захочет такое признавать? Обычно события, которые приводят нас к нежелательным выводам о самих же себе, вытесняются нашей психикой, да подальше и поглубже. Что б уж наверняка. Как говорят - «не вижу проблемы – нет проблемы». Если просто так закинуть в самый дальний уголок сознания не получается, приходится выкручиваться и придумывать что-то, чтобы как-то объяснить случившееся, при этом не испортив свой имидж. Например: «я не вор, просто восстанавливаю справедливость: почем кому-то все, а кому-то – ничего. От него не убудет». Или: «я не собиралась ее обижать, она сама виновата – говорила какие-то глупости и вывела меня».

Но когда ни просто спрятать поглубже, ни рационально объяснить негативное событие или чувство, которое нас мучит, никак не получается, на помощь психике приходит проекция.

Бывает, вы не можете просто от чего-то избавиться, потому что оно вам даже не принадлежит. Например, чужая крутая машина или новая брендовая сумочка подруги. А у вас машины-то нет, да и сумочку такую дорогую вы пока позволить себе не можете. Конечно, вы сразу захотите избавиться в памяти от увиденного, чтобы не чувствовать себя неудачником. Но чужое вытеснить намного сложнее, чем свое. К тому же, таких крутых машин и брендовых сумочек – вокруг достаточно, чтобы регулярно попадаться вам на глаза да почаще. И когда полностью вытеснить нежелательное увиденное не удается, где-то на верхушечке нашего сознания остается маленькое неприятное чувство. Как будто что-то раздражает. Бывает, слышишь: «меня просто раздражает, что она так выпендрилась». Или: «меня просто раздражает, что некоторые люди тратят такие бешенные деньги на какую-то крутую железяку». Еще один вариант того же явления – когда вдруг, ни с того ни с сего, портится настроение, становится как-то грустно, тоскливо. Не по себе. Грустно и тоскливо потому, что после увиденное всего лишь один шажочек остается до признания самому себе, что я неудачник. Ни машину крутую не могу себе позволить, ни сумочку от «Шанель». А кому захочется себе в таком признаваться? Этот шажочек до признания собственного провала делать не хочется никому.

Проекция – это способ на какое-то время избавиться от негативного чувства, причиной которого явился какой-то внешний фактор. А именно – приписать это чувство тому самому внешнему фактору. Обеспечивая себе моментальный, но лишь сиюминутный комфорт, некое успокоение себя.

Как это работает? Объяснялка выглядит, например, так: «У нее дорогая сумочка, потому что она живет с каким-нибудь «папиком» только из-за денег, а я так не могу». «Машина у него крутая? Да, наверняка, родители подарили, сам-то точно не смог бы заработать. А я на шее у родителей сидеть не могу!»

Иногда дискомфорт вызывает не чувство, а качество, которое человек в себе принять не хочет, проецируя его на других. Например: «это не я – злой, это ты меня специально бесишь. Вон, посмотри на соседей, у него-то жена покладистая, никогда не конфликтует». Или: «ты слишком неэкономная, поэтому у нас и денег не хватает. Я успешен, зарабатываю достаточно, просто ты не умеешь распределять бюджет». Отлично можно оправдать себя, переложив свои недостатки на другого. Конечно, ни одну проблему такой разговор с участием «третьего лица» – проекции – решить не сможет. Решить проблему можно только через полное осознание себя в настоящем моменте, своих чувств, эмоций и переживаний, давая себе отчет в том, что именно меня беспокоит, почему я так реагирую, а как это «про меня». Такой осознанности и помогает достичь гештальт-терапия.

Еще один вид психологической зашиты, с которым работает гештальт-терапия, - это интроекция, т.е., принадлежность к чему-то общему. Например, к семье, к роду. К какому-то одному движению. Она говорит: ты – не один. Ты с ними. Они – с тобой. Вы - одна семья. Буквально это означает: тебя никто не обидит, ты – под общей защитой. Они тебя не бросят. Ты – свой. А своим всегда прощается то, что чужим не простят. Пока я делаю, как они, и думаю, как они, – они меня принимают. Исчезает индивидуальность, а проявить ее страшно, потому что, если я начну думать и чувствовать, не как они – они меня не признают своим и отвергнут. И тогда мне придется принимать решения самому, брать ответственность за эти решения и их последствия. И никто меня на защитит – придётся во всем полагаться на самого себя. А это страшно.

Но если признать, что «да, я вас люблю, вы важны для меня – но у меня другое мнение, и я хочу поступить по-другому, увидьте меня таким и примите» – вот здесь и начинается настоящее взросление.

Слияние. Это такое состояние, когда границ нет – есть мы, но нет меня. Я сливаюсь с тобой в единое целое. Слияние связано с ответственностью и одиночеством. Слияние – это, если я жертвую собой ради тебя, своими интересами и желаниями ради твоих интересов и желаний. Мы делаем так, как хочешь ты. И неважно, что хочу я. Мы не обсуждаем, не обмениваемся мнениями, не выбираем – есть только «куда ты – туда и я», «как ты, так и я». Если признать, что мы отличаемся, значит, нам, возможно, придётся расстаться. А значит, впереди – одиночество. А одиночество означает, что мне придётся одному решать, куда идти и что делать. А это бывает слишком страшно.

Как выйти из слияния?

Нужно признать свою уникальность и отдельность, а далее придётся признать и своё одиночество, но вместе с ним – и свободу. Теперь ты можешь идти, куда хочешь, делать, что хочешь и выбирать. И радоваться своему выбору.

Ретрофлексия. Эмоция, которая разворачивается внутрь. После чего в теле происходит определённая реакция на нее. Например, вам страшно. Внутри вы испытываете сильнейший страх, внешне - не показываете этого, но ваше дыхание прерывается, становится коротким и быстрым, лицо краснеет, ладошки потеют. Любые чувства тесно связаны с телом, поэтому блокировка чувств сразу отражается на теле. С детства нас учили, что плакать в общественном месте нельзя, злиться на людях категорически запрещено, быть нетолерантным и невежливым – плохой тон. В результате мы привыкли все эти чувства сдерживать внутри и быть этакими хорошими мальчиками и девочками. Но чем меньше мы чувства выражаем снаружи, тем глубже они уходят внутрь – в тело. В результате в теле возникают некоторые зажимы, сдавливания, которые приводят к болезням. Где ретрофлексия – там всегда психосоматика (направление в медицине и психологии, которое изучает, как влияют психологические факторы на возникновение и течение телесных заболеваний).

Но польза ретрофелексии в том, что она позволяет нам выжить в обществе, не превращая эту жизнь в поле битвы. Поэтому, работа с ретрофлексией в гештальт-терапии включает в себя уважительное отношение ко всей той ценности и значимости, которую ретрофлексия играет в нашем существовании в социуме, среди людей.

Сколько длится курс гештальт-терапии

Длительность курса зависит от задачи, поставленной клиентом. Если он хочет решить определенную проблему – на это необходимо от 10 до 40 встреч. Если же клиент ставит более глобальные задачи, например, личностный рост и развитие – курс может растянуться. В таком случае сам человек решает, где ему остановиться, когда будет достаточно. Когда он получит тот результат, к которому стремился – он может прекратить сеансы. Главное условие гештальт-терапии – сеансы должны проходить регулярно, не менее 1 раза в неделю. (с)

С уважением, Невзорова Марина Викторовна

Полезные статьи и видео
Записаться на консультацию
Оставить заявку